Игры по дороге в детский сад и дома
Совместные игры сближают родителей и детей. А еще они помогают почувствовать себя счастливым и отдохнуть от забот. Но каждой третьей семье не хватает времени на качественный совместный досуг.
Исследователь по семейным отношениям Джессика Джоэлль Александр отмечает, что … «совместная игра – главнейшее составляющее детско-родительских взаимоотношений, как для детей, так и для родителей. Но при таком стремительном современном образе жизни, и при таком большом внимании, которое уделяется официальному образованию и другой организованной деятельности, можно легко забыть уделить ей время». В эпоху диджитализации, планшетов и смартфонов именно семейные игры – это возможность родителям отвлечь детей от гаджетов.
Мы предлагаем Вам, уважаемые родители, использовать в тесном игровом общении с ребенком время по дороге в детский сад и из детского сада домой.
Например, можно поиграть в такие игры:
«ОТГАДАЙ, ЧТО Я ВИЖУ»
Предложите ребенку отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь словами-подсказками:
Высокий, бетонный, многоэтажный (дом)
Маленький, серенький, умеет летать, чирикает (воробей)
Едет по улицам, возит пассажиров, есть номер маршрута (автобус)
Легкий, разноцветный, надо держать за веревочку (воздушный шарик)
Есть на перекрестке, на нем только три цвета (светофор)
Серый, прямой, широкий, разделен белыми линиями (проезжая часть)
«В МАГАЗИНЕ»
Вместе с ребенком вы оказались в продуктовом магазине. Выбирая продукты, спросите:
Я хочу сварить борщ. Что мне купить?
(ребенок перечисляет то, что знает. Вы дополняете список продуктов)
Мы с тобой купим масло. Куда же нам дома его положить? (в масленку)
А где мы храним масло? (в холодильнике). Почему?
Хочешь купим сладкое? Что же относится к сладкому? И т.д.
«СРАВНИ»
Предложите ребенку сравнить два предмета, где бы вы ни оказались. Попросите объяснить:
— Что нравится больше? Почему?
В магазине: две чашки (например, по цвету, объему, материалу)
две булки хлеба
два вида конфет
два молочных продукта… И т.д.
На улице: две машины
два дома
два дерева… И т.д.
«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
«Аня не пошла в детский сад, потому что… (заболела)
«Мы поедем в лес, если… (будет хорошая погода). И т.д.
«Я не хочу спать, потому что…»
«Кошка забралась на дерево, чтобы…»
«Мама пошла в магазин, чтобы…»
«Саша смеется, потому что…»
«Меня хвалят, если…»
«Я боюсь…»
«Мне нравится…» (в этой игре можно узнать много нового о своем ребенке)
«ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ…»
Начните игру словами: «Что будет, если в ванну упадет камень»? Подождите, пока ребенок скажет свой ответ. После ответа ребенка можно попросить ответить на вопрос, почему он так считает.
Что будет, если в воду упадет бумага?
Что будет, если закипит вода?
Что будет, если мы забыли ключ от двери?
«Фантазийные» темы:
Что будет, если летом пойдет снег?
Что будет, если ты окажешься на Марсе?
Кандидат психологических наук, доцент
Унарова С.Н март 2020г
Адаптация ребенка к детскому саду (ДОУ)
В период адаптации у ребенка могут наблюдаться изменения:
- настроения (напряжение или заторможенность)
- сна и аппетита (прерывистый сон, отказ от еды)
- функционального состояния (повышение температуры, легкая диарея, сыпь на коже)
- сопротивляемости организма (частые сезонные заболевания, переход на более тяжелые сложные формы “своих” заболеваний)
- привычек и навыков (отказ от привычек и навыков, впечатление “движения назад” в развитии)
- интереса к окружающему (снижение, безучастность)
- активности речи (сокращение, отказ от общения)
Важно: все наблюдаемые изменения проходят быстро.
Показатели адаптации – дезадаптации:
- Хорошая (от 2-3 дней до 2 недель)
- Нормальная (до 1 месяца)
- Легкая дезадаптация (от 1 до 2,5 месяцев)
- Средняя дезадаптация (от 3 до 5,5 месяцев)
- Тяжелая дезадаптация (более 6 месяцев)
Условия успешной адаптации:
- Общий (похожий) режим дня дома и в детском саду
- Время пробуждения, дневного и ночного сна:
Ночной сон 10 ч. (21.00 – 07.00); дневной сон 2 ч. (13.00 – 15.00)
- Время и количество питания в детском саду и дома:
Завтрак в 8.30 — второй завтрак в 10.00 — обед в 12.30 — полдник в 15.30 — ужин в 17.30 — поздний ужин – дома. Ребенок кушает каждые 4-5 часов.
- Время игр (занятий), прогулок:
Время активности с 9.00 до 11.00 (занятия 7-10 минут, игры – до 30 минут); с 16.00 до 17.30
- Общее (похожее) меню питания ребенка:
завтрак: каша на молоке и воде, молочный суп, хлеб с маслом, напиток (чай, какао)
второй завтрак: фрукты или сок
обед: суп (овощной, мясной, рыбный), второе блюдо (мясо, рыба с гарниром и овощами), напиток (фруктовый, ягодный)
полдник: сдобное или запеченное блюдо, напиток (чай, молоко)
ужин: горячее (овощное, мясное, рыбное, крупяное), напиток
- Положительная установка родителей на детский сад (постоянное обращение внимания ребенка на положительные стороны посещения детского сада)
- Постепенный ввод НОВОГО: воспитание новых навыков и умений самообслуживания (в зависимости от гибкости и обучаемости ребенка)
Фиксация динамики и особенностей адаптации (к концу срока хорошей или нормальной адаптации объем новых привычек, предпочтений (нового в поведении) должно достигнуть до 30-35%.
Показатели успешной адаптации ребенка к ДОУ:
- Бодрое, спокойное настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;
- Уравновешенное настроение в течение дня;
- Адекватное отношение к предложениям взрослых, проявление инициативы (обращение к взрослому) в общении со взрослыми;
- Адекватное отношение к сверстникам (отсутствие или малое количество конфликтов по собственной инициативе);
- Хороший аппетит, желание есть самостоятельно;
- Спокойный дневной сон в ДОУ;
- Спокойный ночной сон до утра.
Родительское сопровождение ребенка в период адаптации:
- В период адаптации ребенок испытывает стресс (информационный и эмоциональный);
- Ребенку необходима постоянная поддержка, сопереживание, подчеркивание “ценности” ребенка для родителя вне зависимости от его поведения, похвала, безоценочное отношение;
- Ребенку необходима помощь в совладании со стрессом (создание игровых ситуаций для повышении гибкости и пластичности поведения, сопровождение в незнакомые места и помощь в исследовании “незнакомого”; помощь в регуляции настроения, снятие “напряженности”, научение планированию дня).