Психологическая подготовка к поступлению в первый класс.
Быть готовым к школе – не значит уметь читать,
писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым
всему этому научиться.
Л. А. Венгер
Поступление ребенка в школу – это событие, важность которого невозможно переоценить. Любая концепция психологического и социального развития ребенка непременно выделяет переход из дошкольного в школьное детство как существенный шаг к взрослости. Начальные этапы на пути освоения новой психологической деятельности – учения – задают и во многом детерминируют степень успешности обучения в дальнейшем. Значение психологической подготовки старшего дошкольника к поступлению в первый класс чрезвычайно высоко.
Большинство учителей начальных классов придерживаются мнения, что научить ребенка всему, что требуется в первом классе, не составляет труда, если у него сформирована психологическая и физическая готовность к обучению и наоборот, если такая готовность отсутствует, то даже умение читать и писать мало способствует успешности обучения.
Современная школа неизбежно ставит перед каждым своим учеником некоторые обязательные задачи и требует от него определенного уровня развития.
Какие же способности необходимы для того, чтобы первоклассник научился учиться?
Это, во-первых, достаточный для данного возраста уровень познавательного развития. На момент поступления в первый класс ребенку нужно иметь хорошие показатели логического и творческого мышления, произвольного внимания, памяти, речи, знаний и представлений о мире. Необходим высокий уровень развития мелкой моторики рук, хорошие графические навыки.
Во-вторых, первокласснику нужно умение работать по инструкции взрослого – произвольность. Ребенок должен делать не только то, к чему у него возникло импульсивное желание, а то, что требует от него ситуация. Первокласснику, следует подчиняться не желаниям, а правилам. Без этого успешное обучение невозможно.
В – третьих, условием успешного принятия учебной деятельности служит желание быть школьником и учиться – школьная мотивация. В норме в старшем дошкольном возрасте учебная мотивация и желание быть школьником — взрослым, серьезным, обладающим новыми правами, обязанностями и даже школьными принадлежностями являются самыми сильными среди прочих мотивов.
Наконец, необходимо умение адекватно и продуктивно сотрудничать с партнерами по учебной деятельности: учителем и одноклассниками, — социально – психологическая готовность к школе.
Наиболее успешными в школе оказываются дети со следующими характеристиками личностной сферы: жизнерадостные, активные, любознательны, способные фантазировать, сочувствовать, сопереживать, действовать сообща.
Таким образом, к концу дошкольного возраста должны быть развиты физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка. И рекомендуем вам следующее:
— Дарите детям ежедневное доброжелательное, интересное, эмоционально значимое общение.
-Уделяйте большое внимание основному виду детской деятельности – игре.
-Развивайте исследовательскую, экспериментальную, познавательную, двигательную, речевую, художественно – эстетическую деятельность детей.
-Способствуйте общению ребенка со сверстниками.
-Помните, что жизнь вашего ребенка во многом зависит от вас.
Развивающие занятия способствуют продвижению психического развития ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, память, мышление, воображение, произвольное поведение, мотивационные установки.
Необходимо подумать о том, овладел ли ребенок системой межличностных отношений для нахождения в школьном коллективе. Эта система либо создает для ребенка атмосферу эмоционального благополучия и таким образом стимулирует его учебную деятельность, либо, наоборот, складывается неблагополучно. Очень важно своевременно формировать навыки учебой деятельности, не пугать школой, но и не показывать ее в развлекательном ракурсе.
Желаю всем удачи!
Педагог – психолог Филиппова А.В.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.